РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ Программа «Техническое рисование» по изобразительному искусству 8 класс
Подготовлена и составлена учителем
Муниципальной
Общеобразовательной средней
школы № 12
Лепихиным Евгением Викторовичем.
Муниципальная общеобразовательная
Средняя школа № 12
г.Ноябрьск, 2006 г.
«Техническое рисование» Пояснительная записка. Главная задача искусства в современном обществе – формирование души человеческой. Человек овладевает миром духовных ценностей на протяжении всей жизни. Этот процесс становится основой его личности. Поэтому трудно переоценить значение воздействий искусства на общее психическое развитие ребенка, на его формирование, выявление и правильное развитие его потенциальных, духовных возможностей и потребностей. В общеобразовательной школе этому способствует предмет «Изобразительное искусство». Развитие экономики нашей страны предусматривает постоянное ускорение темпов развития промышленности, требующее широкой механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой техники и технологии, расширения производственной базы. Это связано с разработкой многих проектно-конструкторских, производственных вопросов и вопросов управления, требующих широких знаний графических дисциплин. Поэтому, особое внимание уделено новым, современным методам обучения и учету важнейших дидактических принципов, формирующих и развивающих у учащихся пространственное представление, являющееся определяющим при изучении графических дисциплин во многих специальностях. Известно, что среди учащихся все большую популярность приобретают художественно-дизайнерские и технические виды деятельности, неотъемлемой частью которых является творческий труд. Занятия художественного конструирования, проектной деятельности формируют дизайнерское мышление учащихся, вооружают их техническими и эстетическими знаниями, развивают художественные, конструкторские и трудовые умения и навыки. Это ведет к психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии. Данная программа предусматривает преподавание изобразительного искусства в 8 классах общеобразовательной школы, где обучаются дети в возрасте от 13 до 15 лет. Количество часов обучения по предмету 1 час в неделю из расчета 34 часов в год. Типовые программы не в полной мере отвечают социальному заказу населения проживающего в нефтегазодобывающих регионах, развитию компьютерных технологий. Нет последовательного перехода к предметам черчение, компьютерная графика изучаемых в старших классах общеобразовательных школ, средне - специальных учебных заведений, вузах. В этот период обучения, у учащихся обычно наступает разочарование и охлаждение к рисованию. Исследования ряда ученых подтверждают, что в интересующем нас возрасте рисование переживает упадок и обычно забрасывается детьми, так как они находятся в данном возрасте на 3 ступени развития детского рисунка (ступень правдивого изображения, при котором схема уже исчезает из детского рисунка вовсе). И как следствие, дети не всегда могут получить желаемый результат, создать нечто неординарное, весомое, ввиду индивидуальных и психологических особенностей. В конечном итоге все это способствует падению интереса изучать данный предмет. Традиционные же программы не разрешают в полной мере создавшихся проблем, что и создает предпосылки для создания новой программы, в какой – то мере способной решить возникающие противоречия. Совершенно очевидно, что для их разрешения необходим мощный стимул, толчок, который бы помог учителю поддержать интерес к изучаемому предмету, раскрыть творческий потенциал, творческую индивидуальность детей, помог бы им самовыразится, поверить в себя, развить и сформировать элементарные ЗУН по предмету и подготовить учащихся к изучению новых предметов в старших классах.. Такой путь предлагает новая программа «Техническое рисование». Эта программа ставит своей целью через обучение творчеству формировать художественную культуру учащихся, как неотъемлемую часть культуры духовной. Так как одной из ведущих задач образования является творческое развитие личности ребенка, в ходе преподавания изобразительного искусства по данной программе должны решаться следующие педагогические задачи: · формирование у учащихся художественно – творческой активности, индивидуальности, вкуса к творчеству, потребности творческой работы и овладение творческими приемами, навыками, изобретательства и рационализации; · формирование у учащихся нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; · развитие творческих способностей, развитие творческого и абстрактного мышления, фантазии, неординарности оценки принятия решений; · овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков; · знакомство с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего; · формирование уважительного отношения к труду художников-дизайнеров. Техническим рисунком люди пользовались давно и в самых различных его видах. Следовательно, раскрывая понятие «технический рисунок», нельзя узко и односторонне трактовать его содержание и назначение. В связи с тем, что ложное понятие о техническом рисунке широко внедрилось в среде учителей средней и высшей школы, необходимо начать разговор с общих понятий - «Техническое рисование», «технический рисунок». Слово «технический» во всех словарях толкуется как подсобный, помогающий, обслуживающий, но не главенствующий в целом. В то же время понятие «техническое рисование» связано и со словом «техника». Техника – совокупность приемов мастерства, применяемых в каком – нибудь деле. Следовательно, выполняющий рисунок должен обладать высокой техникой исполнения. Технический рисунок требует быстрого исполнения, будет ли этим заниматься ученик, дизайнер, архитектор, художник – конструктор, педагог, инженер или кто – либо другой. Поэтому было бы ошибкой считать техническое рисование привилегией только инженеров, строителей и чертежников. Технический рисунок – это такой рисунок, по которому можно составить чертеж, сделать проект, выполнить данный объект в материале. В зависимости от характера объекта и поставленной задачи технический рисунок можно выполнить в центральной проекции (перспективе), по правилам параллельных проекций (аксонометрии), либо по условным правилам (набросок, эскиз, и т.д.) Технический рисунок может быть линейным (без светотени) и объемно – пространственным (с передачей светотени), а часто даже с передачей цвета. В данной программе особое внимание уделено новым, современным методам обучения и учету важнейших дидактических принципов, формирующих и развивающих у учащихся пространственное представление, являющееся определяющим при изучении графических дисциплин. С целью стимулирования познавательной деятельности учащиеся знакомятся с образцами народного творчества, творчества художников-дизайнеров, архитекторов, получают знания, которые определяют их дальнейшую творческую направленность (по художественному конструированию, техническому рисунку, графике, живописи, колористике, композиции). Эти знания являются основой для дальнейших формообразований, творческих разработок, работ над различными творческими проектами.
Важной частью программы является развитие способности к комбинаторике – умение комбинировать готовые формы, с целью получения качественно новых форм. В предлагаемом цикле занятий отведено место и комбинаторной деятельности. Также наряду с выполнением рисунков, составлением различных композиций из простых геометрических и объемных фигур и природных форм школьники знакомятся с правилами композиции, выполняют эскизы, осваивают понятия – пространство, объем, тон, фактура, поверхность, материал, тектоника, масштаб и т.д. Разработанные занятия предусматривают беседы по истории естествознания и техники, архитектуры и декоративного искусства, об истоках дизайна, о художественных промыслах, о современных материалах, применяемых в промышленности, строительстве, в транспортной и бытовой технике, о художественно-специфических особенностях конструкций различной техники. Учащиеся находятся в жестких временных рамках, ограничивающих, прежде всего, возможности приобретения ими практических навыков, технических приемов, определяющих успешность и высокую результативность зачетных графических работ. Поэтому основным резервом времени, позволяющим преподавателю привить базовые навыки по техническому рисунку и макетированию служат занятия сочетающее подачу теоретического материала с практикой. Занятия по «Техническому рисованию» строятся на чередовании подачи теоретического материала и рисовании-эскизировании параллельно с учебной доской. Методическая последовательность блока технического рисунка предполагает изучение прежде всего особенностей зрительного восприятия пространственно-предметной среды. Способ изображения объекта по законам перспективы рассматривается наравне с использованием аксонометрических проекций. Обучение техническому рисунку начинается с азбучных геометрических тел: куба, призмы с квадратным, шестиугольным основанием, пирамиды с квадратным, шестиугольным основанием, цилиндра, конуса, шара. Следующим шагом является рисование композиции из трех-пяти фигур. Разбираются приемы создания иллюзорного трехмерного пространства на плоскости листа. Особое внимание уделяется контурному-линейному рисунку, умению не срисовывать, а последовательно строить отдельные геометрические тела, более сложные композиции и, в свою очередь, умению зрительно анализировать самые сложные по форме объекты, приводя их к композиции из знакомых уже, азбучных геометрических тел. Переходя к тоновому-штриховому рисунку, во главу угла ставится его основная задача – максимально полная передача зрительной информации о предмете изображения. Для этого разбираются условия оптимального освещения, свето-тоновые градации на грановитых телах и телах вращения, рациональность, информативность ракурсов, технические приемы штриховки. Для оптимального закрепления свето – тоновых градаций используется параллельная штриховка и метод шрафировки. Обучение отмывке сводится к разбору двух ее техник – послойной и размывной. В качестве их применения предлагается сформировать с помощью отмывки несколько геометрических тел. Блок архитектурной композиции «Моделирование» предполагает изготовление учащимися в качестве зачетной работы макета, модели из бумаги, картона или пластилина. Предусматривается знакомство со средствами и приемами макетирования, способами эскизного поиска гармоничных решений фронтальной, объемной, глубинно-пространственной композиции. Проблемы освоения основ изобразительного искусства по программе «Техническое рисование» помогает решить учебное пособие, наглядности – плакаты, алгоритмы построения геометрических тел, большое количество примеров ученических работ по всем затрагиваемым темам. 8 класс. Программа 8-го класса продолжает развивать и закреплять знания об изобразительном искусстве и художественном творчестве полученные в 5-7 классах, подготавливает школьников к изучению графических дисциплин черчение, трудовое обучение, компьютерная графика, геометрия изучаемых в старших классах. Целью обучения и художественного воспитания, учащихся в восьмом классе является формирование представления о многообразии и увлекательности художественного творчества архитекторов, дизайнеров, конструкторов как видов искусства и как части духовной культуры общества. Дети продолжают учится творчески использовать средства художественной выразительности. Накапливают практические навыки выразительного использования фактуры материалов, рисунка, объема, пространства, композиции, умения согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль. Раздел «Шрифт» - 4 часа Темы: 1. «Шрифт» На этом этапе дети знакомятся со шрифтами, историей их возникновения. Изучают соразмерность, геометрическую и готическую пропорциональность (соотношение высоты и ширины строчных букв, расстояния между буквами в словах, расстояние между словами в строке) стандартного шрифта, масштабность. Практические упражнения в написании шрифтов помогают учащимся преодолеть страх рисования линий без помощи линейки и подготавливают к следующему этапу обучения техническому рисования. Раздел «Основы технического рисования» - 8 часов Темы: 1.«Рисование линий, углов» 2. «Построение рисунков плоских фигур» 3. «Построение рисунков геометрических тел» 4. «Построение рисунков группы геометрических тел» Обучение техническому рисунку по данным темам начинается с азбучных проведений прямых линий, деления их на равные части, построения углов: 30, 45, 60, 90, 120 градусов без помощи линейки и транспортира, построения геометрических тел: куба, призмы с квадратным, шестиугольным основанием, пирамиды с квадратным, шестиугольным основанием, цилиндра, конуса, шара по правилам параллельной перспективы (аксонометрия). Дети учатся не срисовывать, а последовательно строить отдельные геометрические тела в более сложные композиции (3 геометрических тела) и, в свою очередь, умению зрительно анализировать самые сложные по форме объекты, приводя их к композиции из уже знакомых азбучных геометрических тел. Раздел «Способы светотени» - 8 часов Темы: 1. «Параллельная штриховка» 2. «Способ шрафировки» 3. «Отмывка» Переходя к тоновому-штриховому рисунку учащиеся начинают изучать светотоновые градации на грановитых телах и телах вращения, рациональность, информативность ракурсов. Обучаются применять технические приемы параллельной штриховки, шрафировки, послойной и размывной отмывки, максимально полно передавать зрительную информацию о предмете изображения. Раздел «Технический рисунок» - 6 часов Темы: 1. «Рисование с натуры и по чертежу» 2. «Рисование по воображению» 3. «Передача светотени в группе геометрических тел» Знакомясь с произведениями и творчеством архитекторов, дизайнеров, конструкторов учащиеся учатся составлять эскизы композиций жестких конструкций из пяти изученных геометрических тел. По эскизам, анализируя сложные по форме объекты, состоящие из соединения геометрических тел, пространственное решение, учатся строить статичные композиции соблюдая эстетическое содержание предметов, деталей, взаимосвязь частей предмета (пропорциональное строение форм, их соотношение) со светотоновым решением, отмывка (световая моделировка). Раздел «Моделирование» - 6 часов Темы: 1.«Рисование с элементами конструирования» 2.«Моделирование» Данные темы обобщают и завершают пройденный материал, продолжая решать задачи обучения рисунку, живописи и композиции. Эти занятия направлены на развитие фантазии, воображения, требуют от учащихся неординарности оценки и принятия решений, техничности выполнения рисунка. Поэтому в занятиях по конструированию (создание новых изделий быта, архитектуры или их усовершенствование) особое внимание уделяется эскизированию. Дети должны научится передавать в рисунке образ. Последовательно вести работу над композицией, выполнять наброски по памяти и представлению объектов действительности, преобразовывать формы, производить графические преобразования (на основе модуля), преобразовывая простые геометрические тела получать новую модель. Сопряжением нескольких вариантов объемных фигур получать новые детали, сооружения. Научиться, в доступной форме, моделировать (процесс изготовления в материале по чертежу, техническому рисунку объемной модели какого-либо предмета, объекта) по техническому рисунку модели со свето-тоновым или цветовым пространственным решением, из картона, белой и тонированной бумаги, пенопласта, глины или пластилина. Основные знания, умения и навыки, в 8 – классе: * иметь общее представление об архитектурных, бытовых, технических объектах, об их взаимосвязи, природной и бытовой среды, о работе архитектора, дизайнера, конструктора над проектом; * учится анализировать произведения архитектуры, бытовых, технических объектов, понимать образный язык этих видов творчества. Уметь видеть в произведениях архитекторов, дизайнеров, конструкторов не только утилитарный образ формы, но также идеалы данного времени; * знать разнообразные выразительные средства: цвет, линия, тон, объем, свето-тоновые градации на грановитых телах и телах вращения, композиция, уметь в доступной форме, выразительно использовать; * уметь через тон, цвет, форму, линию изображать основные геометрические тела, конструировать простейшие композиции, моделировать основные процессы работы архитектора, дизайнера, конструктора над художественным образом (в графическом изображении и в объеме); * владеть приемами проведений прямых линий, деления их на равные части, построения углов, параллельной перспективы, параллельной штриховки, шрафировки, отмывки, моделирования, уметь в доступной форме, выразительно использовать; * работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой различных объектов, их частей, фрагментов декора; * включаться в индивидуальную и групповую работу, подходить к работе творчески, оценивать и принимать решение; * свободно включатся в беседу во время просмотров слайдов, репродукций, работ товарищей, высказывать свое мнение; * уважительно относится к произведениям художников, архитекторов, дизайнеров, конструкторов, работам своих товарищей. 8класс Тематическая карта
Литература. 1. Ростовцев Н.И., Соловьев С.А. «Техническое рисование»- М., Пр.,1987 2. Смирнов С.И. « Шрифт и шрифт плакатный» - Москва,1988 3. Сомов Г.Ю. «Художественное конструирование промышленных изделий» - Москва, Машиностроение 1967г. 4. Черневич Е.В. «Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования»- Москва 1975г 5. Фриминг Г. и Ауэр К. «Человек. Цвет. Пространство» - Москва, Стройиздат 1973г. 6. Хомянский Л.М. и Шипанов А.С. «Дизайн» – Москва Просвещение 1985г. 7. Журнал «Техническая эстетика» 1974 – 1985 г.г. |